Школа безопасности » Семинары » Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы»
Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы»
Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы»
25-26 февраля 2021 года прошла Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы» (далее – Конференция). Конференция включена в Календарь Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования, воспитания и детского отдыха в 2021 году, утвержденный заместителем Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибовым.
Непосредственную организацию и проведение Конференции осуществляли ФЦДЮТиК, ГБУ ДО Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий Республики Башкортостан (далее – РДООЦТКиЭ) и Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа Безопасности».
На Конференции рассмотрены ключевые вопросы развития туристско-краеведческой деятельности:
- роль туристско-краеведческой деятельности в организации воспитательной работы с обучающимися;
- актуальные вопросы организации отдыха и оздоровления детей;
- социальное партнёрство, взаимодействие с общественными организациями;
- механизмы реализации плана массовых мероприятий ФЦДЮТиК;
- вопросы теории и практики взаимодействия образовательных организаций в целях формирования методов и подходов к туристско-краеведческой деятельности, организации воспитательной работы.
В Конференции приняли представители органов исполнительной власти, координирующих детско-юношеский туризм и детский отдых; руководители, педагоги и методисты учреждений дополнительного образования детей; специалисты в сфере отдыха и оздоровления детей; представители общественных организаций и объединений и другие заинтересованные лица.
Формат проведения Конференции: онлайн на платформах ВКС РДООЦТКиЭ и ФЦДЮТиК (ZOOM/eTutorium/Webinar.ru). Трансляция через YouTube.
25 декабря состоялось открытые конференции, на котором с докладом о деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» выступила председатель Центрального совета Надежда Ершова, которая поделилась планами и перспективами развития Движения «Школа безопасности» на территории Российской Федерации, рассказала о планируемых всероссийских и международных конкурсах, акциях, соревнованиях, а также о новых формах и методах работы по воспитанию культуры безопасности среди детей и молодежи.
Далее участники продолжили работу по секциям согласна плана:
09.00-09.15 | ПЕРЕХОД ПО СЕКЦИЯМ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.15-11.45 | РАБОТА СЕКЦИЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секция 1. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение детско-юношеского туризма и безопасности проводимых мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модераторы: Омельченко Владимир Иванович, заместитель директора ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, г. Москва; omelchenko@turcentrrf.ru, trassadon@yandex.ru Токмаков Александр Анатольевич, канд. пед. наук, заместитель директора по развитию туризма ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, г. УфаAleksandr.tokmakov@mail.ru | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тех. Поддержка: Bdk@turcentrrf.ru Дмитрий Бабич, pap@turcentrrf.ru- Пушина Анастасия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.15-11.45 | 1. Реализация профессиональной направленности по средствам создания спасательных отрядов и групп на базе общего и среднего полного образования. Глазунова Наталья Петровна, Марынова Татьяна Андреевна, ассистенты кафедры «Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины» Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова.
2. Проблемы подготовки кадров в сфере детско-юношеского туризма и детского отдыха. Мерзлякова Лали Анзоровна, методист МБУ ДОД г. Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина».
3. Нормативно-правовое регулирование детско-юношеского туризма в Российской Федерации. Хлевная Татьяна Ивановна, методист ГБОУ ДО «Областной центр внешкольной воспитательной работы», Сахалинской области.
4. О развитии туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования детей в Сахалинской области. Неретин Николай Владиславович, начальник отдела реализации государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и защиты прав детей Министерства образования Сахалинской области; Домра Юлия Михайловна, специалист отдела реализации государственной политики в сфере профессионального образования, подготовки кадров и ДПО Министерства образования Сахалинской области.
5. Организационно-педагогические условия подготовки кадров для активного туризма. Павлов Евгений Александрович, проректор по УМР Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва.
6. Особенности методики подготовки кадров для ДЮТ. Губаненков Сергей Михайлович, руководитель направления развития компетенций в сфере детско-юношеского туризма ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, г. Москва
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секция 2. Научно-методическое обеспечение детско-юношеского туризма и краеведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модератор: Озеров Александр Григорьевич, начальник отдела развития краеведческой деятельности ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, г. Москва | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тех. Поддержка: kab@turcentrrf.ru -Арсений Калашников, pap@turcentrrf.ru- Пушина Анастасия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.15-14.00 | 1. Использование ресурсов учреждений ДПО технической направленности для активизации интереса школьников к истории родного края и создания современного краеведческого контента: из опыта работы. Петрова Оксана Геннадьевна, и.о. ректора; Пасман Татьяна Борисовна, ученый секретарь «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».
2. Новое как незабытое старое: тенденции и точки бифуркации развития дополнительного образования – краеведческий подход. Самохин Юрий Семенович, доцент МГПУ, канд. пед. наук, Действительный член-академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова.
3. Краеведение – структурный элемент формирования патриотического сознания. Волощук Вячеслав Алексеевич, педагог дополнительного образования МБУ ДО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края.
4. Опыт организации образовательных краеведческих мероприятий на площадке ГБОУ ДО ДДТ на Таганке. Алексеев Дмитрий Александрович, координатор направления «Краеведение» в ЦАО г. Москвы ГБОУ ДО г. Москвы «Дом детского творчества на Таганке».
5. Опыт работы школьного туристского клуба. Дружинин Владимир Петрович, канд. пед. наук, директор ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа № 709.
6. Опыт развития туристско-краеведческой деятельности в муниципальном образовании. Тарарушкин Николай Михайлович, директор МОУ ДО «Станция юных туристов» Ростовского района Ярославской области.
7. Туристско-краеведческая деятельность в Омсукчанском районе Магаданской области. Горбачев Юрий Николаевич, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования п. Омсукчан».
8. Особенности организации походов с детьми в зимний период в окрестностях Магадана. Райзман Сергей Михайлович, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Детский экологический центр», г. Магадан.
9. Педагогические аспекты и перспективы развития детского этнографического туризма в Башкортостане. Черниенко Денис Аркадьевич, канд. ист. наук, и.о. заместителя директора по научно-методической работе ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, г. Уфа, Республика Башкортостан.
10. Экскурсионная деятельность учащихся города в ходе реализации программы «Моя малая родина – Башкортостан». Аминева Ольга Владиславовна, руководитель МАУ ДО ДООЦТК «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма и краеведения» г. Салават Республики Башкортостан.
11. Малозатратные формы оздоровительной работы со школьниками в каникулярный период (из опыта работы). Яушев Азат Хамзович, методист МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Стерлитамак Республики Башкортостан.
12. Проекты школьного музея «У истока» туристско-краеведческой направленности. Осепян Анна Карленовна, заведующий музеем «У истока» ГБОУ средняя школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
13. Муниципальный опыт реализации программ и проектов в сфере детско-юношеского туризма и детского отдыха. Хомякова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО г. Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина».
14. Туристско-краеведческая деятельность эколого-туристической экспедиции «Лесной кордон» на территории Тебердинского заповедника: опыт-проблемы-перспективы. Прохорова Наталья Геннадьевна, педагог-организатор МБУ ДО Железнодорожного района города Ростова-на-Дону «Дом детского творчества».
15. Пешеходный туризм: «Когалым-ЮГРА-Россия». Сокол Юлия Сергеевна, заместитель директора по УВР МАОУ «Средняя школа № 5» г. Когалым.
16. Применение игровых технологий в массовых мероприятиях как способ популяризации ТКД. Салимова Наталья Викторовна, заведующий отделом туризма, краеведения и экологических проектов МБУ ДО «Центр творчества и развития «Планета талантов» г. Ачинск.
17. Организация и проведение походов в рамках летней оздоровительной программы «Лето 2021». Толочко Гульмира Тахиржановна, методист МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма» МО г. Краснодар.
18. Социальное партнерство музея «Смоляне - жители и защитники блокадного Ленинграда» как форма гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Терехина Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 12» г. Смоленска.
19. Опыт использования дистанционных и очных форматов при организации массовых туристско-краеведческих мероприятий в условиях действующих эпидемиологических ограничений. Тайдакова Екатерина Геннадьевна, заместитель директора ГБОУ ДО г. Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма».
20. Инновационная образовательная технология «IGRATORY» на примере I районной туристической спартакиады «Игратори» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Нерюнгринского района. Киселёва Ольга Владимировна, инструктор по физкультуре МДОУ № 46 «Незабудка» п. Серебряный Бор Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
21. Научно-методическое обеспечение детско-юношеского туризма в технологии СПАС В.В. Шогана. Ковалев Валерий Валерьевич, педагог дополнительного образования МБУ ДО Дом Детского Творчества г. Шахты.
22. Школьный кэт-клуб «Черный дракон» (из опыта работы). Сизова Надежда Евгеньевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга.
23. Опыт работы МАУДО «ДДюТ» по реализации государственной программы Владимирской области «Развитие туризма во Владимирской области» в части организации туристско-экскурсионного обслуживания учащихся 5-11 классов. Хандогина Валентина Анатольевна, педагог-организатор МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества г. Владимира».
24. Семейный туристско-спортивный клуб как форма развития детско-юношеского туризма. Перескоков Юрий Александрович, инструктор-методист ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, г. Уфа, Республика Башкортостан.
25. Популяризация детско-юношеского туризма и экскурсий на примере организации городского конкурса «Я познаю Россию». Куюзова Наталья Евгеньевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Дворец детского(юношеского) творчества г. Владимира».
26. Проблемы конструирования примерной программы воспитания в ДЮТиК. Макарский Анатолий Моисеевич, руководитель Ресурсного центра детско-юношеского туризма и краеведения ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга.
27. Обзор новых публикаций журнала «Юный краевед». Савинков Сергей Иванович, главный редактор журнала «Юный краевед», Лауреат премии А. Суворова.
28. Опыт взаимодействия ФЦДЮТиК с образовательными организациями в развитии ТКД. Озеров Александр Григорьевич, канд. пед. наук, начальник отдела развития краеведческой деятельности ФЦДЮТиК, г. Москва.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.45-12.00 | ПЕРЕХОД ПО СЕКЦИЯМ 2 часть дня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.00-14.00 | РАБОТА СЕКЦИЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секция 4. Краеведение - поле для реализации междисциплинарного подхода в дополнительном образовании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тех. Поддержка: Bdk@turcentrrf.ru Дмитрий Бабич, pap@turcentrrf.ru- Пушина Анастасия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.00-14.00 | Круглый стол. Ведущий – Родиона Мария Александровна, главный специалист направления исследовательского краеведения «Топос. Краеведение» ФЦДЮТиК, г. Москва Rma@turcentrrf.ru Модератор: glazunova@turcentrrf.ru Глазунова Оксана |