Школа безопасности » Новости » НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В мире существует множество форматов учебных пособий: печатные издания и настольные игры, электронные книги и обучающие видеофильмы. Все они могут быть использованы, и успешно применяются, в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе для изучения правил пожарной безопасности детьми и подростками. Но жизнь постоянно ставит нам новые задачи. Так, в условиях пандемии корона-вирусной инфекции, большое значение приобрели дистанционные формы обучения. В результате остро встал вопрос разработки новых эффективных методик и технологий удаленной сетевой работы с учебным материалом.
Обучающие «Онлайн тренажеры», представленные на портале вдпо.рф являются одной из инновационных технологий в области дистанционного обучения безопасности. Учитывая вызовы времени, разработчиком было принято решение создать серию интерактивных тренажеров, объединенных общим подходом – вести обучение пожарной безопасности через игру, решать задачи пожарной профилактики в легкой игровой форме подачи материала, тем самым сделать притягательным сам процесс познания.
Практика показывает, что «Онлайн тренажеры» интересны, не только детям, но и взрослым, они могут быть рекомендованы в качестве учебных материалов для любых форматов обучения на базе образовательной организаций, а также организации семейного досуга и обучения. Предложенные разработчиками виды заданий отличаются большой вариативностью подачи материала: стихи, загадки, викторина «Кто хочет стать пожарным смелым?», тренажер «Робот», «Расследование» и «Суд. По материалам дела №.», объединенных общей идеей развития знаний, области пожарной безопасности навыков пожаро-безопасного поведения, умения моделировать чрезвычайную ситуацию и правильно действовать при ее возникновении.
Разработчики постарались максимально охватить все ситуации, в которых может оказаться среднестатистический школьник: пожары в жилых многоквартирных и частных домах, предупреждение природных пожаров, профилактика возгораний на улице и в транспорте, предотвращение пожаров при проведении массовых мероприятий, действия очевидцев при пожарах и возгораниях, использование первичных средств пожаротушения.
Каким же образом работают и для чего могут применяться данные тренажеры?
Наиболее сложные для восприятия, требующие аналитической работы ума – «Расследование» и «Суд. По материалам дела №.» – адресованы ученикам общей школы. Расследование преступлений всегда привлекает подростков, дети со свойственным им максимализмом пытаются добиться справедливого суда над злоумышленниками. Тренажеры содержат контент, приближенный к стилистике телешоу, их можно использовать, как дополнительный материал на уроке Обществознания.
Тренажер «Расследование» показывает практическую необходимость знаний правил пожарной безопасности в быту и повседневной жизни: дома, на даче, в лесу. В игре «Расследование» в каждом сюжете перед ребенком встает непростая задача, разгадать тайну. Где-то произошел пожар и игроку предлагается присоединиться к команде юных расследователей.
В процессе расследования игрок знакомится с различными опасными ситуациями из-за которых по мнению очевидцев мог произойти пожар. В конце игры из показаний очевидцев игрок должен сделать единственно правильный вывод о причине возгорание. Игра «Расследование» обучает школьника постепенно оперировать всё более и более сложными правилами пожарной безопасности. Такой процесс обучения требует умения логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства. Увлекательно решать задачу, где есть элемент сложности, преодоление которого приносит удовлетворение и положительные эмоции.
Тренажер «Суд. По материалам дела №.» школьников учеников средних классов. В период становления личности школьники любят выносить свои суждения, уже более аргументированные, чем у младших классов. Наличие в суде «адвоката», защищающего обвиняемого, а также сурово обличающего «прокурора» – позволяет детям тренироваться в выборе аргументации, работать над совершенствованием коммуникативных навыков, в том числе ведения дискуссии, отстаивания своей точки зрения.
Тренажер позволяет подростку приобрести навыки пожаро-безопасного поведения, расширяет кругозор в области причин возникновения пожаров, получить представления об ответственности граждан и должностных лиц за возникновение пожаров.
Наиболее объемный блок тренажеров адресован начальной школе. На начальном этапе дети изучают пожарную безопасность с большим энтузиазмом. Их привлекает внешняя сторона пожарного дела, броская форма, героика профессии. Задача педагога – поддерживать и повышать интерес к предмету, сделать это поможет, использование игры в учебном процессе, которое многократно увеличивает эффективность обучения младших школьников.Тренажеры «Стихи» и «Загадки» построены на работе ребенка с малыми стихотворными текстами. Использование стихов на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его памяти, снижает утомляемость. При использовании стихов, материал значительно легче усваивается.
В данных тренажерах основное различие – в способе восстановления текста. В тренажере «Стихи» – это перетаскивание слов из предложенного ряда на нужные места в тексте. Младшие школьники такие задания выполняют охотно: им нравится вносить ясность, исправлять ошибки. Кроме того, в процессе этой работы развивается орфографическая зоркость и фонетическая восприимчивость. Если ребенок допустил ошибку, и вставил не то слово, то ему будет предложено попробовать еще раз. При правильной расстановке слов произойдет включение проигрывания звука – профессиональный диктор с выражением прочитает восстановленное стихотворение.
В тренажере «Загадки» искомое слово отгадку необходимо впечатать в соответствующее игровое поле. Игра основана на интересе детей к отгадыванию кроссвордов и ребусов. Интерфейс игры – библиотека с живущем в ней мудрым Филином – перекликается с сюжетом популярной книги про волшебную школу. Игра подходит для самых юных пользователей, единственное требование к участнику – он должен уметь читать и писать в объеме, необходимом, чтобы ввести с клавиатуры нужное слово.
Тренажер «Викторина. Кто хочет стать пожарным смелым» создан по образу и подобию телевикторины и хорошо подходит для дистанционного формата работы с группа обучаемых, когда педагог выступает в роли ведущего и задает вопросы. Для того, чтобы поддерживать интерес, надо менять отвечающих участников после каждого цикла вопросов. Для поддержания интереса школьников. За правильные ответы на вопросы участникам присваиваются очередные воинские знания.
Тренажер «Робот» понравится младшим школьникам. Это виртуальное путешествие по условной локации, в которой надо выявить и устранить потенциально опасные ситуации – оголенный провод, готовую разлиться на электроприбор воду или не погашенный окурок сигареты. Игра соответствует внутренним запросам дошкольников и учеников младших классов: навести порядок, выявить ошибки взрослых или своего товарища.
Как видно из вышесказанного, «Онлайн-тренажеры» представляют широкий спектр игровых задач, индивидуальных по форме и рассчитанных на различные возрастные группы и уровень подготовки обучаемых. Таким образом, использование комплекса виртуальных тренажеров по пожарной безопасности может быть рекомендовано для организации учебного процесса в новых условиях цифровизации образовательной среды и внедрения дистанционных форм обучения – как в школьном классе с использованием компьютера или интерактивной доски, так и в дистанционном формате – дома, на даче или на отдыхе в летнем лагере.
Внимание! Предложенные тренажеры не являются практическим пособием на тему: «Потуши пожар самостоятельно, без вызова МЧС». Ни в коем случае! Данные образовательные продукты предназначены для обучения мерам пожарной профилактики по принципу: «Пожар легче предотвратить, чем потушить».