Школа безопасности » Новости » ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ШКОЛЬНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ШКОЛЬНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Шерстобитов С.Ю.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
У ШКОЛЬНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются уровни теоретических знаний и практических навыков у школьников с глубокими нарушениями зрения по оказанию первой помощи на основании анкетирования и с применением современных роботов-тренажеров.
Ключевые слова: первая помощь, школьники, глубокое нарушение зрения, анкетирование, роботы-тренажеры.
Sherstobitov S.Yu.
STUDYING THE LEVEL OF KNOWLEDGE OF
SCHOOLCHILDREN HAVING VISUAL IMPAIRMENT AT LIFE SAFETY LESSONS
Annotation. This article deals with the levels of theoretical and practical knowledge of first aid of schoolchildren having severe visual impairment on the basis of questionnaires and using modern robot simulators. 395 Keywords: first aid, schoolchildren having severe visual impairment, questionnaires, robot simulators.
В условиях многочисленных угроз здоровью и жизни человека в современном мире, возникает острая потребность научить разные категории населения, в т.ч. школьников приемам оказания первой помощи. Главную роль в привитии знаний и умений по первой помощи обучающимся принадлежит образовательным организациям, прежде всего на уроках ОБЖ/БЖД.
Обучение школьников с глубокими нарушениями зрения по оказанию первой помощи пострадавшим должно строиться на основе учета особенностей их психофизического состояния, используя определенные педагогические приемы и методы, отвечающие образовательным потребностям учащихся, в частности детей с нарушенным зрением [2; 3; 6]. В связи с тем, что среди таких детей более высокая вероятность возникновения различных видов травм и они нуждаются в обучении пространственной ориентировке, ориентировке в быту и их необходимо научить оказанию первой помощи на уровне само- и взаимопомощи. На уроках ОБЖ могут применяться такие практико-ориентированные методы, как практические работы, упражнения или тренировки, тестирование по темам, решения кейс-заданий, а также поездки в различные музеи и специализированные учреждения. Чаще всего практико-ориентированное обучение используется после изучения теоретических основ учебного материала [4; 5].
Учитывая актуальность обозначенной проблемы, в рамках выполнения дипломной работы нами проводилось экспериментально-педагогическое исследование.
В исследовании принимали участие школьники 11-х классов на базе ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся» (40 обучающихся). Экспериментальная группа (11 «Г» класс) состояла из 20 учеников, контрольная группа (11 «В» класс) – 20 учеников.
Для выявления уровня теоретических знаний школьников по оказанию первой помощи было проведено анкетирование по специально разработанной программе. 396
Анкета включала 30 вопросов закрытого и открытого типа с одним или несколькими вариантами ответов. Тесты для выявления уровня знаний соответствовали программе курса ОБЖ соответствующей ступени обучения. Первое анкетирование проводилось в сентябре 2019 года, второе – в январе 2020 года. Для определения уровня знаний и навыков по оказанию первой помощи, был использован метод шкалирования и разработана следующая шкала:
85–100 баллов – оценка «отлично»;
65–84 баллов – оценка «хорошо»;
51–64 баллов – оценка «удовлетворительно»;
0–50 баллов – оценка «неудовлетворительно».
Из полученных данных тестирования, на констатирующем этапе исследования установлено, что уровень знаний оказанию первой помощи в обоих классах был практически одинаковым (таблица 1). Таблица 1 – Распределение обучающихся по уровню знаний по вопросам оказания первой помощи на констатирующем этапе исследования (в %)
Классы | Уровень знаний | |||
| Отлично | Хорошо | Удовлетв. | Неудовлетв. |
Контрольный 11 «В» | 5,0 | 15,0 | 55,0 | 25,0 |
Экспериментальный 11 «Г» | 10,0 | 20,0 | 50,0 | 20,0 |
По полученным данным, можно сделать вывод, что уровень знаний по вопросам оказания первой помощи у школьников с глубокими нарушения зрения в обоих группах оказался примерно одинаковым, хотя в экспериментальном классе обучающихся, показавших отличные и хорошие знания было на одного человека больше. Высокий уровень знаний на оценку «отлично» имели всего лишь 1 ученик в контрольном и 2 ученика в экспериментальном классе.
Необходимо отметить, что те ученики, которые в ходе тестирования показали более высокие баллы, занимались и продолжают заниматься в спортивных секциях. Они чаще сталкиваются с травмами или ушибами, а это значит, что именно практика помогла ученикам быть более осведомленными в знаниях 397 по первой помощи. В то же время дети, показавшие более низкий уровень владения практическими навыками, имели «пробелы» и в теоретической области знаний по первой помощи.
На втором – формирующем этапе исследования в контрольном 11 «В» классе учебные темы по оказанию первой помощи на уроках ОБЖ проводились в традиционном режиме со стандартным подходом в обучении и методике преподавания. В 11 «Г» классе (экспериментальный класс), данные темы раскрывались с использованием практико-ориентированных технологий. Ученики отрабатывали навыки первой помощи (реанимация, остановка кровотечения, иммобилизация, удаление инородного тела из дыхательных путей и пр.) на современных (5-го поколения) роботах-тренажерах (ГОША, ГЛАША и ГАВРЮША). Тренажеры были предоставлены Башкортостанским региональным отделением Всероссийского детско-юношеского общественного движения Школой безопасности.
После проведения специальных занятий на формирующем этапе исследования с детьми из экспериментального класса нами проведено повторное тестирование в обоих классах. Результаты исследования представлены в таблице 2. Таблица 2 – Распределение обучающихся по уровню знаний по вопросам оказания первой помощи на контрольном этапе исследования (в %)
Классы | Уровень знаний | |||
| Отлично | Хорошо | Удовлетв. | Неудовлетв. |
Контрольный 11 «В» | 15,0 | 40,0 | 25,0 | 10,0 |
Экспериментальный 11 «Г» | 30,0 | 60,0 | 10,0 | – |
По результатам исследования выявлено, что в экспериментальном классе в три раза возросло число обучающихся, у которых знания и умения были оценены на «отлично» и «хорошо». Школьники экспериментальной группы легко справились с тестовыми заданиями и правильно выполнили практические навыки на роботах-тренажерах. Только 10,0% учеников 11 «Г» класса (ЭГ) получили оценки «удовлетворительно».
В контрольной группе также увеличилось число школьников с отличным и хорошим уровнем знаний и навыков (55,0 против 20,0% на констатирующем этапе). Однако, у каждого четвертого респондента (25,0%) из 11 «В» класса (КГ) знания и навыки были оценены как удовлетворительные, 2 ученика вовсе не справились с заданиями. В экспериментальном классе таковых не оказалось.
Средний балл уровня знаний по разделу «Первая помощь» курса ОБЖ среди обучающихся с глубокими нарушениями зрения экспериментальной группы составил 4,2, а в контрольной группе – 3,3.
Таким образом, нами доказана эффективность практико-ориентированного подхода в обучении детей с глубоким нарушением зрения по разделу «Первая помощь» курса ОБЖ. Использование активных методов обучения побуждает учеников к более активной мыслительной и практической деятельности. Занятия по оказанию первой помощи с использованием современных тренажеров, то есть, основанные на практико-ориентированном подходе, позволяют в большей степени вызвать у подростков интерес к обучению, повысить их активность к познанию, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению курса ОБЖ [1; 7].
Литература
1. Айзман Р.И. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников / Р.И. Айзман // Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников. – 2013. – № 7. – С. 210–215.
2. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей / А.М. Жихарев. – М.: Просвещение, 1984. – 126 с.
3. Виленская А.М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов для слепых детей / А.М. Виленская // Тезисы к сессии по дефектологии. – М., 1990. – С. 12–13.
4. Виноградова Л.В. Методика обучения учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности правилам оказания первой помощи / Л.В. Виноградова, Я.Ю. Даренкова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2016. – 35 с. 399
5. Тронева Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ / Л.Ф. Тронева // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2014. – № 10. – С. 26–27.
6. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: «ИПТК «ЛОГОС» ВОС», 2004. – 374 с.
7. Tsuang A. Multiple epinephrine doses in food-induced anaphylaxis in children / A. Tsuang, N. Menon, N. Setia, L. Geyman, A.H. Nowak-Wegrzyn // Journal of Allergy and Clinical Immunology. – 2013. – № 131 (2). – P. 9